Пояснительная записка к учебному плану Учебный план разработан на основе нормативно- правовых документов: Закона Российской Федерации от 26.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (далее - СП 2.4.3648-20), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 (Зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573); Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (далее - СанПиН 1.2.3685-21), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2 (Зарегистрировано в Минюсте России 29 января 2021 г., регистрационный N 62296). Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (ред. от 31.07.2020). При составлении учебного плана учитывались следующие принципы: построения образовательной деятельности на адекватных возрасту формах работы с детьми; развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; научной обоснованности и практической применимости; интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. В структуре учебного плана учтены особенности организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности с детьми групп общеразвивающей, компенсирующей направленности, раннего и дошкольного возраста. Учебный год (образовательный период) в соответствии с календарным учебным графиком МАДОУ детский сад 5 устанавливается с 1 сентября 2023 г. и заканчивается 31 мая 2024г. МАДОУ детский сад 5 работает в режиме пятидневной рабочей недели (исключая праздничные дни), обеспечивая 10,5часовое пребывание воспитанников в ДОО с 7.30 до 18.00. В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть формируемая участниками образовательных отношений. Обязательная часть основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, эта часть учебного плана, формируется участниками образовательных отношений, где представлены программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/ или культурных практиках (парциальные программы), методики, формы организации образовательной деятельности. Каждая из парциальных программ является взаимодополняющей для реализации задач образовательных областей. Организованная образовательная деятельность в каждой возрастной группе не превышает допустимые нормы. Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной непосредственно образовательной не более 10 минут; для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 минут; для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 минут; для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 минут; а для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 минут. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки, перерыв между занятиями не менее 10 минут. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. УЧЕБНЫЙ ПЛАН образовательной деятельности в группах общеразвивающей направленности на 2023-2024 учебный год Обязательная часть Ранний возраст (количество НОД в неделю) Образовательные области Речевое развитие Социально – коммуникативное развитие Познавательное развитие Художественноэстетическое развитие Физическое развитие Виды деятельности детей (игры-занятия) Общение с взрослым, совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок: - развитие речи Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями: окружающий мир Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками, экспериментирование с материалами и веществами: сенсорное развитие Экспериментирование с материалами и веществами - лепка; - рисование; - игры с водой, песком Восприятие смысла музыки -музыка Двигательная активность: - физическая культура в помещении Количество НОД в неделю Объем времени в неделю 1,5-2 лет 2х10 =20мин 1х 10=10мин 1х10 =10мин 2х 10=20мин 2х10 =20мин 2х10 =20мин 10 100мин Дошкольный возраст (количество НОД в неделю) Виды деятельности детей Общение с взрослым, совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок: развитие речи. Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями: -окружающий мир Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками, экспериментирование с материалами и веществами: сенсорное развитие Экспериментирование с материалами и веществами: рисование; лепка; Восприятие смысла музыки: музыка Двигательная активность: - физическая культура в помещении 3-й год жизни 2х10 =20мин 1х 10=10мин 1х 10=10мин 2х10 =20мин 2х10 =20мин 2х10 =20мин 10 100мин Виды деятельности детей Коммуникативная деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора: развитие речи. Познавательноисследовательская, игровая деятельность, самообслуживание и элементарный бытовой труд: окружающий мир. Познавательная деятельность: ФЭМП; подготовка к обучению грамоте Изобразительная деятельность, конструирование из разного материала: рисование; лепка/ аппликация Музыкальная деятельность; музыка Двигательная деятельность: - физическая культура в помещении; - физическая культура на прогулке. 5-й год жизни 6-й год жизни 1х20=20мин 2х25=50мин 1х20=20мин 1х25=25мин 1х20=20мин 1х25=25мин 1х25=25мин 1х20=20 мин1х20=20 мин 2х25=50мин 1х25=25мин 2х20=40мин 2х25=50мин 3х20=60мин 2х25=50мин 1х25=25мин 10 200 мин 13 325мин Часть, формируемая участниками образовательных отношений Совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями организуется в ходе совместной образовательной деятельности педагога с детьми, в режимных моментах, совместной и самостоятельной деятельности детей. Игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование (из природного материала и строительного материала, бумаги), самообслуживание и элементарный бытовой труд осуществляется в ходе совместной образовательной деятельности педагога с детьми, в режимных моментах, совместной и самостоятельной деятельности детей. В реализации модулей образовательной деятельности по формированию культуры безопасности спроектировано на основе многоуровневой интеграции задач и содержания всех пяти образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» ,дополняются посредством парциальной образовательной программы для детей дошкольного возраста «Мир Без Опасности» Лыковой И.А. «Мир Без Опасности» — авторская программа нового поколения, разработанная в соответствии с ФГОС ДО и направленная на формирование культуры безопасности личности в условиях развивающего дошкольного образования. Охватывает следующие виды детской безопасности: витальная (жизнь и здоровье), социальная, экологическая, дорожная, пожарная, информационная и др. Определяет стратегию, целевые ориентиры, ключевые задачи, базисное содержание, модель взаимодействия педагога с детьми, психолого-педагогические условия, критерии педагогической диагностики (мониторинга).