Программа дополнительного образования Радужная ритмика для детей 4-5 лет

Оглавление
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ....................................................... 3
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................................. 3
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ........................................................................... 11
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ .......... 13
1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ................................................................. 13
2. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ........................................................ 15
3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ............................................... 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .......................................................................................... 18

2

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Радужная ритмика»
(далее
–
Программа)
Муниципальное
автономное
дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 5 с
приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному
направлению развития воспитанников» (далее – Учреждение) разработана
на основе базовых документов:
 Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон
от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
 Концепция развития дополнительного образования
детей
до
2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
 Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и
науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242);
 Методические рекомендации по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей (Письмо Министерства
образования и науки РФ от 28.04.2017 г. № ВК-1232/09);
 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды и обитания»;
 Устав МАДОУ детский сад 5.
Направленность ДОП
Образовательная программа дополнительного образования детей
«Радужная ритмика» имеет художественную направленность.
Программа является модифицированной образовательной программой,
содержание которой выстроено с учетом парциальной программы А.И.
Бурениной «Ритмическая мозаика».
3

Актуальность
Актуальность Программы обусловлена тем, что в современном мире
ритмика - считается одним из эффективных способов гармоничного развития
ребёнка, в виду того, что этот вид деятельности обладает большими
возможностями для его самореализации и проявления индивидуальности в
творчестве. Обучение ритмике целесообразно осуществлять со всеми
дошкольниками, развивая в них творческое воображение, формируя умение
выражать себя в движениях. Программа представляет собой систему
специальных комплексных занятий, на которых средствами музыки и
специальных двигательных упражнений
происходит овладение
двигательными навыками, улучшаются
качественные характеристики
движения, развиваются важные личностные качества: саморегуляция,
произвольность движений и поведения.
В процессе музыкально-ритмической деятельности происходит
развитие многих умений
ребёнка: развитие двигательной
памяти,
умение ориентироваться в пространстве, координировать свои движения,
слышать, понимать, чувствовать музыку, ее характер.
Движения под музыку имеют огромное значение для соматически
ослабленных детей и детей с неустойчивой нервной системой. Так как
двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг и подвижность
нервных процессов, становится очень важным приобщение к движениям под
музыку неловких, заторможенных в двигательном отношении дошкольников,
которым необходимо помочь вселить уверенность в собственных силах и
возможностях и, наоборот, расторможенным и гиперактивным детям помочь
научиться контролировать свои эмоции и чувства.
Таким образом, актуальность дополнительной
общеобразовательной
программы "Радужная ритмика" заключается в том, что музыкальноритмическая деятельность, являющаяся инструментом в решении
программных задач, имеет полифункциональное значение для развития детей
старшего дошкольного возраста.
Актуальность данной темы определена также социальной значимостью
проблемы воспитания активной творческой личности через приобщение
обучающихся к этому виду деятельности.
А недостаточность методической литературы, научно обоснованных
педагогических разработок, программных материалов
по данному
направлению, подтверждает важность и необходимость систематизации
целевого, содержательного и организационного блока программы для
4

осуществления дополнительного образования обучающихся 4-5 лет в рамках
такой интересной и полезной музыкально-ритмической деятельности.
Отличительная особенность ДОП
Отличительной особенностью Программы является то, что целевой
направленностью ее являются формирование и развитие многих личностных
качеств и способностей детей старшего дошкольного возраста, а не развитие
специальных ритмических навыков и умений. Кроме того, Программа
предполагает возможность реализации индивидуального образовательного
маршрута по индивидуальному плану, в то числе для детей с ОВЗ. Таким
образом, обогащенная личностная сфера обучающихся станет надежным
фундаментом для дальнейшего совершенствования ребенка.
Возраст, категория обучающихся по ДОП
Программа разработана для детей 4-5 лет, посещающих дошкольную
образовательную организацию, в том числе с ограниченными возможностями
здоровья.
Уровень ДОП
Программа предполагает стартовый уровень
материала.
Уровень освоения
Специфика
программы
целеполагания
Стартовый
- мотивация к
(ознакомительный)
творческой
деятельности
(концепция ДОД);
- формирование и
развитие творческих
способностей
обучающихся;
-удовлетворение их
индивидуальной
потребности в
интеллектуальном,
нравственном и
физическом
совершенствовании;
- укрепление здоровья;
- продуктивная
организация свободного
5

освоение программного
Прогнозируемая
результативность
- освоение
программного
материала;
- переход на базовый
уровень обучения.

времени (Закон №227ФЗ; гл.10, ст.74,п)
Объем и срок освоения ДОП, режим занятий
Программа разработана на 1 год обучения детей 4-5 лет.
Наполняемость группы - 10 детей.
Учебно – тематический план рассчитан на 72 часа - 2 раза в неделю.
Продолжительность занятия составляет 20 минут.
Особенности
реализации
ДОП,
особенности
организации
образовательного процесса
Программа не предполагает дистанционную форму организации
образовательного процесса, реализуется без помощи электронного обучения.
Форма обучения – очная.
Занятия организуются в форме партнерской деятельности со взрослым,
где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети
получают возможность проявить собственную исследовательскую
активность. Партнер - всегда равноправный участник дела, его позиция
связана с взаимным уважением, способствует развитию у ребенка
активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать
что-то не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к
достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной
и познавательной активности.
Виды занятий, структура занятия
Программа предполагает традиционный вид занятий.
Каждое занятие состоит из трех частей: подготовительная, основная и
заключительная. Занятие представляет собой единое целое, где все элементы
взаимосвязаны между собой.
Подготовительная часть занятия занимает 5-15 % общего времени.
Основная функциональная задача – подготовить организм ребенка к работе и
создать психологический и эмоциональный настрой. В эту часть занятия
входят: гимнастика,
строевые, разминочные
упражнения и задания,
музыкально-подвижные игры и танцевальные шаги.
Основная часть занятия занимает 70-85% общего времени. В этой части
решаются основные функциональные задачи – развитие двигательных
способностей. В этой части дается большой объем знаний и умений,
развивающих
творческие способности
детей.
В
эту часть
6

входят: ритмические композиции,
танцы, гимнастика, музыкальноподвижные игры, этюды психогимнастики.
Заключительная часть занятия длится от 3 до 7% общего времени.
Здесь используются упражнения на расслабление мышц, дыхательные
упражнения, задания на растягивание мышц, пассивная релаксация.
Занятия составлены в соответствии с ФГОС ДО, с учетом
педагогических принципов и по своему содержанию соответствуют
возрастным особенностям и физическим возможностям детей старшего
дошкольного возраста. Использование увлекательной игровой формы
построения занятий позволяет обучающимся непринужденно входить в мир
музыки, ритма и движения, развиваясь при этом в интеллектуальном,
физическом и социальном направлении.
Структура НОД по ритмике
Занятия строятся в занимательной игровой форме на основе
сотрудничества педагога и ребенка.
1.Вводная часть.
1.1 Приветствие.
Цель:
создать
доброжелательную
атмосферу,
установить
эмоциональный контакт между всеми участниками занятия.
Содержание: игры-приветствия, игры с именами и др.
1.2 Музыкально-ритмическая разминка.
Цель: формирование правильной осанки, красивой походки,
координации движений; развитие умений ориентироваться в пространстве.
Разогреть разные группы мышц.
Содержание: упражнения для разных групп мышц, разные виды
перестроений.
2.Основная часть.
2.1 Знакомство с танцевальными движениями
Цель: введение в тему занятия, развитие музыкального слуха, чувства
ритма; способности передавать в пластике музыкальный образ, используя
разные виды движений.
Содержание: название танца и показ его элементов, разные виды
движений (с предметами, атрибутами по содержанию танца).
2.2. Танцевальная композиция.
Цель: разучивание танцевальной композиции по теме.
Содержание: танцевальные композиции или коммуникативные танцы
(согласно тематическому планированию)
2.3 Игры.
7

Цель: развивать творческие способности детей, способность
самовыражения под музыку различного характера.
Содержание: игры (имитационные, творческие, пластические игрыэтюды, ритмические и танцевальные игры)
3 Заключительная часть.
3.1 Рефлексия.
Цель: обобщение впечатлений детей, воспитание умения вести себя,
формировать чувство такта и культурных привычек.
Содержание: беседа, самоанализ деятельности.
3.2 Прощание.
Цель: закрепление положительных эмоций от работы на занятии.
Содержание: похвала, поощрение.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы
Наиболее яркие, понравившиеся детям композиции включаются для
исполнения на праздничных утренниках, семейных праздниках, в
театрализованных постановках, в повседневной работе с детьми.
Проверкой результатов является также ежегодное участие с лучшими
композициями в городских конкурсах и фестивалях.
Цели и задачи ДОП
Цель Программы: содействие творческому развитию личности детей
старшего дошкольного возраста
посредством
музыкально-ритмических
движений.
Задачи Программы:
Обучающие:
- формировать представления о правилах безопасного поведения в
процессе работы в музыкальном зале;
- обучать основным терминам, используемым в рамках музыкальноритмической деятельности;
- обучать навыкам танцевального мастерства, добиваясь простоты и
естественности исполнения;
- формировать умение передавать в движении ритм прослушанного
музыкального произведения;
- формировать умение выполнять точные движения, координируя
движения рук и ног при выполнении упражнений;
Воспитательные:
8

- воспитывать у дошкольников нравственные качества по отношению к
окружающим (доброжелательность, уважительное и
внимательное
отношение к окружающим);
- воспитывать культуру поведения и общения в социуме;
- воспитывать у детей настойчивость и стремление к
преодолению
трудностей;
- воспитывать любовь и интерес к музыке.
Развивающие:
- развивать музыкально-ритмические умения и навыки;
- развивать способность воспринимать и передавать в движении образ
и основные средства выразительности;
развивать творческую инициативу, потребность и способность
импровизировать на основе освоенных движений;
- развивать творческое начало, артистические способности;
- развивать социально-коммуникативные способности путём
приобщения дошкольников к деловому сотрудничеству в процессе
коллективной деятельности.
Планируемые результаты ДОП
Предметные:
- знать правила безопасного поведения в процессе работы в
музыкальном зале;
- знать культуру поведения и общения в социуме;
- знать основные термины, используемые в рамках музыкальноритмической деятельности.
Метапредметные:
- уметь передавать в движении ритм прослушанного музыкального
произведения;
- выполнять точные движения, координируя движения рук и ног при
выполнении упражнений;
- просто и естественно исполнять танцевальные композиции;
- владеть несложными музыкально-ритмические умениями и навыками;
- воспринимать и передавать в движении образ и основные средства
выразительности;
- импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе
освоенных на занятиях движений.
Личностные:
- проявлять настойчивость и стремление к преодолению трудностей; уметь сотрудничать в детском коллективе;
9

- проявлять по отношению к окружающим доброжелательное,
уважительное отношение.

10

2. Содержание Программы

Содержание Программы выстроено с учетом парциальной
программы А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика» и дополняет содержание
образовательной области художественно-эстетическое развитие ООП ДО.
I Раздел «Осенние шаги»
Тема 1: Занятие 1-8 «Здравствуй, танец!», общее количество 8 часов
(2 часа теория, 6 часов практика)
Теоретическая часть: ознакомление с понятием «танец», виды танцев и
их особенности.
Инструктаж «Правила безопасности на ритмике».
Практическая часть: музыкально-ритмическая композиция «Дедушка
без бабушки».
Тема 2: Занятие 9-16 «Осенние ритмы», общее количество 8 часов (2
часа теория, 6 часов практика)
Теоретическая часть: знакомство с понятиями «ритм», «ритмический
рисунок», «ритмическое остинато».
Практическая часть: музыкально-ритмическая композиция с
листочками «Листик-листопад».
Тема 3: Занятие 17-24 «Сердца половинки», общее количество 8 часов
(2 часа теория, 6 часов практика)
Теоретическая часть:
средства музыкальной
выразительности для воплощения образа в движении (понятия «темп»,
«динамика», «регистр»). Практическая часть: музыкально-ритмическая
композиция с шарами-сердцами «Сердца половинки».
II. Раздел «Зимние радости»
Тема 1: Занятие 25-32 «К нам идет Новый год!», общее количество 8
часов (2 часа теория, 6 часов практика)
Теоретическая часть: знакомство с понятием музыкальный жанр.
Практическая часть: танец «А дед Мороз домой летом не придет».
Тема 2: Занятие 33-40 «Зимние игры», общее количество 8 часов (2
часа теория, 6 часов практика)
Теоретическая часть: основные движения польки (поскоки, кружение,
тройной притоп, галоп и т.д.)
Практическая часть: музыкально-ритмическая игра «Ищи» (музыка
Т.Ломовой)
11

Тема 3: Занятие 41-48 «Веселые ребята», общее количество 8 часов (2
часа теория, 6 часов практика)
Теоретическая часть: основные движения вальса (вальсовый шаг,
кружение в паре, «качели»)
Практическая часть: танцевальная композиция «Ты не бойся, мама».
III. Раздел «Весенние мгновения»
Тема 1: Занятие 49-56 «Дружба крепкая», общее количество 8 часов (2
часа теория, 6 часов практика)
Теоретическая часть: движение по линии танца, понятия «круг
замкнутый», «круг разомкнутый», «круг в круге».
Практическая часть: парный танец «Друзья».
Тема 2: Занятие 57-64 «Танцы народов мира», общее количество 8
часов (2 часа теория, 6 часов практика)
Теоретическая часть: видео-просмотр народных танцев России
(кадриль) и Чехии (полька).
Практическая часть: танец «Петербургская кадриль».
Тема 3: Занятие 65-72 «Радужная ритмика», общее количество 8
часов (2 часа теория, 6 часов практика)
Теоретическая часть: понятие «танцевальные шаги» (танцевальный шаг
с носка, маршевый шаг, хороводный шаг, шаг на полупальцах)
Практическая часть: танцевальная композиция «Дорога детства».

12

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЫ
1. Календарный учебный график

№

Учебный план
Раздел. Тема

1

Осенние шаги

Общее
количес
тво
часов
24

В т.ч.
теорет
ических

В т.ч.
практич
еских

6

18

2

Зимние радости

24

6

18

3

Весенние
мгновения

24

6

18

Итого:

72

18

54

Форма контроля

Итоговые
выступления
на
осенних праздниках и
конкурсах
Итоговые
выступления
на
зимних праздниках и
конкурсах
Итоговые
выступления
на
весенних праздниках
и конкурсах

Учебно-тематический план
№
Раздел. Тема
Общее
В т.ч.
В т.ч.
Форма контроля
количес теорет практич
тво
ических
еских
часов
1 Осенние шаги
24
6
18
Итоговые
выступления на
осенних праздниках и
конкурсах
1- Здравствуй,
8
2
6
Танц.композиция
4 танец (сентябрь)
«Бабушка рядышком с
дедушкой»
5- Осенние ритмы 8
2
6
Танц.композиция с
8 (октябрь)
листьями «Листик,
листопад»
9- Доброе сердечко 8
2
6
Танц.композиция
13

12 (ноябрь)
2 Зимние
радости

24

6

18

«Сердца половинки»
Итоговые
выступления на
зимних праздниках и
конкурсах
Современный танец
«А дед мороз домой
летом не придет»
Муз.-ритмическая
игра «Ищи»

13
16
17
20
21
24
3

К нам идет
Новый год
(декабрь)
Зимние игры

8

2

6

8

2

6

Веселые ребята

8

2

6

«Ты не бойся, мама!»

Весенние
мгновения

24

6

18

25
28
29
32
33
36

Дружба крепкая

8

2

6

Итоговые
выступления
на
весенних праздниках
и конкурсах
Танц.композиция
«Друзья»

народов 8

2

6

Танцы
мира

Радужная
ритмика

8

2

6

Итого:

72

18

54

14

Парный
танец
«Петербургская
кадриль»
Танц.композиция
«Дорога детства»

2. Диагностический инструментарий

Диагностика развития уровня музыкально-ритмических умений
необходима исключительно для отслеживания качества работы по разделу
«Ритмика» и дальнейшего планирования
образовательной
деятельности, поскольку дополнительное образование направлено на
удовлетворение двигательных потребностей и не должно сопровождаться
повышением уровня образования (гл. 1, ст. 2, п. 14 Закон «Об образовании»).
На каждого ребенка заполняется диагностическая карта.
Диагностика
уровня
музыкально-ритмических умений ребенка
проводится 2 раза в год: в начале учебного года и в конце.
Способы проверки освоения Программы
Наиболее яркие, понравившиеся детям композиции включаются для
исполнения на
праздничных
утренниках,
семейных праздниках,
в театрализованных постановках, в повседневной работе с детьми.
Проверкой результатов является также ежегодное участие с лучшими
композициями в городских конкурсах и фестивалях.
Диагностика уровня музыкально-двигательного развития ребенка
Диагностическое исследование проводится по методике А.И.
Бурениной. Проведение педагогической диагностики развития ребенка
необходимо для:
• выявления начального уровня развития музыкальных и двигательных
способностей ребенка, состояния его эмоциональной сферы;
• проектирования индивидуальной работы;
• оценки эффекта педагогического воздействия.
В процессе наблюдения педагог оценивает проявления детей,
сравнивая их между собой, и условно ориентируется на лучшие показатели,
выявленные для данного возраста.
Цель диагностики: выявление уровня музыкального, психомоторного и
творческого развития ребенка (начального уровня и динамики развития,
эффективности педагогического воздействия).
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под
музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий
(на основе репертуара из "Ритмической мозаики").

15

3. Методическое обеспечение Программы

Для успешной реализации программы необходимо
обеспечить
следующие условия:
- наличие специально оборудованного зала с зеркальной стеной; обязательная специальная одежда и обувь ребенка на занятии;
- широкое использование технических средств обучения (аудио, видео);
- использование атрибутов и пособий;
- сценические костюмы; - реквизит для танцев;
- предварительная влажная уборка зала;
наличие
расписания
занятий,
методического
материала,
перспективного плана и диагностики музыкально-ритмического и
физического развития занимающихся.
№

1

2

3

4

Раздел

Введение
программу
Ритмика

Тип занятий

в Беседа

Танцевальная
азбука

Беседа, игра

Объяснение,
беседа,
демонстрация
материала,
практическая
работа,
самостоятельна
я работа, игра
Танцевальные Объяснение,
игры
беседа,
демонстрация,
игра
Репетиционна Практическая
я работа
работа,

Методы и приемы

Наглядный
Метод
показа,
метод
программированног
о обучения

Инструкция, показ,
демонстрация,
тренинг.

Формирование
и
активизация
восприятия, памяти
и воображения.
Создание
проблемных
и
16

Дидактическое
и материальнотехническое
оснащение
Дидактические
таблицы
Дидактические
таблицы,
ноутбук с аудиои
видеоматериала
м и по теме,
тестовые
таблицы.
Дидактические
таблицы
по
теме, ноутбук,
фото, аудио и
видеоматериал
по теме, зеркала
в
танцзале,
фортепиано
Ноутбук
с
аудиоматериала
м и, инвентарь
для игр.
Ноутбук, аудио,
видеофайлы

объяснение и
видеофайлы,
демонстрация
поисковых
материала
ситуаций, контроль,
педагогом,
самоконтроль
самостоятельна
я работа, игра.

17

Список литературы

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон
от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ)
2. Концепция развития дополнительного образования
детей
до
2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р)
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и
науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242)
5. Методические рекомендации по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей (Письмо Министерства
образования и науки РФ от 28.04.2017 г. № ВК-1232/09)
6. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»
7. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды и обитания»
8. Устав МАДОУ детский сад 5
9. Алпарова, Н.Н., Музыклаьно-игровой материал для дошкольников и
младших школьников / Н.Н. Алпарова, В.А. Николаев, И.П. Сусидко. –
М.: Владос, 2003
10.Арсеневская, О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в
детском саду. – Волгоград: Учитель, 2009
11.Бекина, С.И, Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. « Музыка и движение.
Упражнения, игры и пляски» для детей 4-5 лет. – М.: Просвещение,
1983
12.Буренина, А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей. Ритмическая
пластика для дошкольников. – СПб.: ЛОИРО, 2002
13.Буренина, А. И. Ритмическая мозаика: Программа по ритмической
пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. –
СПб.: ЛОИРО, 2000
14.Горшкова, Е.В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по
развитию у детей 5 -7 лет творчества в танце. – М.: Гном, 2002
15.Зарецкая, Н., Танцы в детском саду / Н.Зарецкая, З.Роот. – М.: Айрис
ПРЕСС, 2003
18

16.Каплунова, И. Потанцуй со мной, дружок / И.Каплунова, И.
Новоскольцева. – СПб.: ЛОИРО, 2010
17.Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7
лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010
18.Михайлова, М.А., Танцы, игры, упражнения для красивого движения. –
Ярославль: Академия развития, 2004
19.Петрова, Т.И., Театрализованные игры в детском саду / Т.И. Петрова,
Е.Л.Сергеева, Е.С Петрова. – М.: Школьная пресса, 2000
20.Пустовойтова, М.Б. Ритмика для детей 3-7 лет. Методическое пособие.
– Москва: Владос, 2005
21.Усова, О.В. Развитие личности ребенка средствами хореографии.–
Екатеринбург: Театр танца, 2001

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».